«На коротком поводке»: читинцы о выгуле собак в неположенных местах и без намордников

5
3
3
О том, что в город пришла весна, мы узнаём не только по ползущему вверх столбику термометра и весёлому щебетанию птиц, но и по особому запаху, исходящему от оттаявших продуктов жизнедеятельности домашних животных (в частности, собак).

Ещё одна «приятность», с которой сталкиваются горожане не только в тёплое время года – это собаки, гуляющие без намордников и даже поводков.

Одни жители негодуют по этим поводам, другие оправдываются отсутствием мест для выгула собак и тем, что их собаки не кусаются.

Эти проблемы стоят остро и давно. Вопрос «кто виноват, и что делать» тревожит жителей города. Волнует он и нас. И мы решили попытаться в нём разобраться.

Нужда заставит

Выгул собак «по их делам» одними жильцами нередко доставляет неудобства другим. Зачастую, собаки выгуливаются вблизи домов, а то и на детских площадках, и потому вляпаться в их экскременты совсем нетрудно.

Кто-то говорит, что это проблема исходит от безответственности самих владельцев животных; кто-то винит власти в том, что нет специально отведенных мест для выгула собак. Попробуем найти истину.

Дарья Носикова

В нашем дворе невозможно гулять с тех пор, как снег растаял, обнажив все эти «следы невиданных зверей». Дочь маневрирует между десятками «дымящихся» кучек, а я бегаю следом, слежу, чтобы она не угодила в одну из них. Антисанитария полная, запах стоит ужасающий. Понятно, что и бездомные собачки потрудились, но они, в отличие от хозяйских, хаотично справляют нужду, а не только в определенном месте, как это происходит здесь. Инициативная соседка расставила таблички «Выгул собак строго запрещён». Теперь только с наступлением темноты вижу силуэты нарушителей с их питомцами. Подойти и сделать замечание, признаюсь, не рискнула бы – не хочется нарваться на грубость, особенно если выгуливают собаку серьёзной породы.

Федеральный закон № 498-ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 13, п. 5, пп. 2: при выгуле домашнего животного необходимо обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования.

Постановление Правительства Забайкальского края от 25 августа 2015 года N 413 «Об утверждении правил содержания собак и кошек на территории Забайкальского края»:

п. 29. Владельцы животных обязаны:

пп. 12) не допускать загрязнения животными подъездов, лестничных клеток, лифтов, детских площадок, дорожек и тротуаров и других мест, не отведенных для выгула собак и кошек. Уборка экскрементов, оставленных животными в этих местах, производится их владельцами немедленно;

пп. 13) иметь при себе во время нахождения с животными вне мест их постоянного содержания средства для уборки продуктов жизнедеятельности животных и незамедлительно производить их уборку.

Как говорится в указанных Законе и Постановлении, за их несоблюдение либо ненадлежащее соблюдение владельцы животных привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Однако есть неясность, какая конкретно ответственность предусмотрена, и вообще, возможно ли привлечь к ней хозяина, выгуливающего, где вздумается, свою собаку.

Прокомментировал этот вопрос юрист Сергей Дергачёв

В настоящее время эта сфера (выгул собак – прим. автора) регулируется ФЗ от 27.12.2018 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон содержит в себе по большей части декларативные указания на то, что выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц, а при выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

  1. исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
  2. обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
  3. не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Однако какой-то специальной ответственности за нарушение таких требований законом не установлено. Следовательно, ответственность за нарушение этих правил может наступить только в общем порядке, если их несоблюдение повлекло нарушение чьих-то прав. Например, если собака покусала – взыскать компенсацию за причиненный вред здоровью, а если бросилась под колёса автомобиля и спровоцировала ДТП – за причиненный вред имуществу. То есть, если нарушение этого закона влечет нарушение еще какой-либо нормы, то тогда госконтроль уже включается (например, при жестоком обращении с животными), а гадящая на площадке собака состав правонарушения не образует, только если сам хозяин не заставляет ее это делать в хулиганских целях.

На уровне Забайкальского края и города Читы этот вопрос в настоящий момент законодательно не урегулирован. Есть Постановление Правительства Забайкальского края от 25 августа 2015 г. N 413 «Об утверждении Правил содержания собак и кошек на территории Забайкальского края», но оно тоже из той же серии – общие фразы без конкретной ответственности.

Вообще, на любом уровне это всё пока абсолютно декларативно.

Но вернёмся к местам для выгула собак, о которых так много говорится.

В Комитет городского хозяйства городского округа «Город Чита» нами был направлен запрос о том, сколько существует площадок для выгула собак в городе, планируются ли новые и кто за это отвечает.

Комитет ответил, что на территории городского округа организована одна площадка для выгула собак, в районе дома 123 по улице Бутина (около Шахматного парка – прим. автора). Информацией о планируемых площадках комитет не располагает. Также  отметили, что комитетом ранее в адрес управляющих компаний, ТСЖ, ТСН направлялась информация о необходимости проработать вопрос с собственниками помещений в многоквартирных домах об оборудовании в пределах земельного участка, выделенного для обслуживания дома, организации площадок для выгула собак.

В соответствии с п. 3.4.5 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», площадки для выгула и дрессировки собак размещаются на территориях общего пользования микрорайона или жилого района, свободных от зелёных насаждений, за пределами санитарной зоны источников водоснабжения.

Я позвонила выборочно в управляющую компанию и ТСЖ и спросила, получали ли они такую информацию и что они предпринимают (или собираются предпринимать) по вопросу организации площадок для выгула собак.

В управляющей компании «ООО Альфа» (в ведении – дома по адресу мкр. Каштакский, д. 1а и д. 2) мне ответили, что информацию от Комитета ЖКХ они получали. В данный момент для выгула собак жильцами используется территория на пустыре за домом. Поэтому «пока необходимости в организации площадки нет». Но данная территория в скором времени должна быть застроена. Поэтому, если возникнет вопрос о необходимости организации площадки для выгула собак, то управляющая компания готова вместе с жильцами решать этот вопрос.

ТСЖ «Высотка» (дом по адресу ул. Столярова, 93) ответили, что никакой информации не получали от комитета ЖКХ, а собак жильцы выгуливают на пустыре за домом.

Таким образом, можно говорить о том, что организация мест для выгула собак во многом в руках самих горожан, которые вправе и должны решать этот вопрос совместно с управляющими компаниями или своими силами (если домом управляет ТСЖ).

Можно долго спорить о том, кто же должен отвечать за собачьи фекалии на улицах – власти или хозяева; наказывать ли штрафами хозяев, не убирающих за питомцами или наказывать администрацию города, не организовывающую места для выгула... А мне хочется просто привести такой пример.

Журналист и путешественник Дмитрий Комаров, автор проекта «Мир наизнанку», в своём путешествии по Японии задал на улице полицейскому вопрос, что будет хозяину, который не уберёт за своей собакой, грозит ли ему какой-то штраф или наказание. Полицейский немного растерялся, отвечая на вопрос, потому что японцу в голову не придет оставить экскременты собаки на улице. «Таких штрафов у нас нет... У нас убирают за собаками. Понимаете, это не вопрос денег, это вопрос манер и вежливости».

«Да она добрая, не кусается!»

Так с улыбкой ответил мне молодой человек с внешностью братка из 90-х, гуляющий в сопровождении бегающего без поводка и намордника стаффорда, на моё замечание, что такую собаку надо выгуливать хотя бы на поводке.

И такие случаи нередки. Подобные хозяева уверены в добродушности своих питомцев и не видят необходимости в поводке или наморднике. Но встречающиеся им на пути люди и животные этого не знают. К тому же такая беспечность может обернуться трагедией и для самой собаки, которая, например, может попасть под колёса машины.

Алёна Родина

Я сама очень люблю собак. Мест для выгула действительно не хватает. Но! Есть хозяева, думающие, что собачке можно гулять везде! Яркий пример – практически возле моего дома. Собака большой породы, муж неоднократно говорил хозяину, чтобы он её не выпускал, так как даже невозможно пройти до водокачки за водой, на что слышит от него «она не агрессивная, не укусит, просто лает».

Второй пример. Часто ходим в магазин в 1 микрорайоне. И там открывается калитка дома, и оттуда выбегает собака бойцовой породы, за ней дверь просто закрывается (так они её выгуливают). Сказать им ничего невозможно, они просто уходят! А там тротуары, люди ходят, детки идут из школы/библиотеки и кто знает, что у этой собаки на уме.

В общем, ситуаций таких, к сожалению, очень много и расписывать их считаю нецелесообразным, поскольку ничего не изменится. Люди как думали только о себе, так и будут думать (в большинстве своём). И да, когда у людей лопнет терпение, и они просто начнут отстреливать таких собак, появятся зоозащитники, а хозяева данных собак, будут кричать, что мы изверги и нелюди. А мы всего лишь хотим ходить по улицам спокойно!. А не оглядываться, как бы тебя из-под какой-нибудь подворотни собака не сожрала.

Тот же 498 закон гласит, что при выгуле домашнего животного необходимо исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках.

Также в Законе говорится (ч. 6 ст. 13), что выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Тут есть нюанс. Во-первых, эта часть ст. 13 Закона вступает в силу только с 01.01.2020 года. Соответственно, кто-то может воспринимать это, как разрешение до указанного срока гулять с такой собакой без намордника и поводка.

Во-вторых, согласно Закону, перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации. Однако данный перечень ещё не составлен. Хотя в законе есть определение понятия «потенциально опасные собаки» – это собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации. Но тут снова возникает отсылка к перечню, образуется замкнутый круг.

Однако, по информации, найденной на просторах интернета, в первой версии законопроекта «Об ответственном обращении с животными» перечень потенциально опасных пород собак приводился. В него вошли:

  • американский питбультерьер,
  • южноафриканский бурбуль,
  • карельская медвежья собака,
  • анатолийский карабаш,
  • американский стаффордширский терьер,
  • кавказская овчарка,
  • алабай
  • метисы указанных пород.  

Затруднить составление перечня может тот момент, что, по мнению кинологов и зоозащитников, опасных пород не существует

Так, председатель Альянса защитников животных Юрий Корецких говорил, что «этот довод просто ненаучный. Любая собака может быть потенциально опасной. Этот пункт требует тщательной проработки. Как будет собираться информация об опасности? Кстати, боятся обычно собак крупных пород, например немецких овчарок. А вот по статистике укусов чаще нападают как раз мелкие породы – таксы и прочие».

Президент Союза кинологических организаций России Владимир Уражевский также отмечал, что «потенциально опасных пород собак нет, и не может быть – есть потенциально опасные владельцы». По его словам, «любая собака становится потенциально опасной, когда попадает в руки неблагополучных владельцев».

Постановление Правительства Забайкальского края от 25 августа 2015 года № 413 «Об утверждении правил содержания собак и кошек на территории Забайкальского края»:

п. 20. Запрещается выпускать животное для не контролируемого владельцем животного выгула.

п. 23. Свободный выгул собак в пределах территории населённого пункта может осуществляться на площадках для выгула собак либо в других специально отведенных органами местного самоуправления для этих целей местах при условии обеспечения безопасности других животных и граждан.

п. 24. За пределами территории населённого пункта допускается выгул собак в наморднике, за исключением щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных собак ростом в холке до 25 сантиметров, которых допускается выгуливать без намордника.

п. 29 пп. 10 Владельцы животных обязаны выводить собак из квартир или иных изолированных помещений, а также с изолированных территорий в общественные места на поводке, обеспечивающем безопасность граждан, и в наморднике, за исключением щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных собак ростом в холке до 25 сантиметров, которых можно выводить на поводке без намордника.

Таким образом, остаётся ждать, когда законодатели доведут нормативную базу до ума, а пока – соблюдать хотя бы элементарные правила содержания собак и придерживаться здравого рассудка. Ведь гулять с собакой на поводке – это значит, заботиться о её безопасности; думать об окружающих, уважать их, а, следовательно, – уважать себя.

Что делать?

Приведу ещё несколько мнений жителей Читы по поводу выгула собак для справления их физических потребностей и выгула собак без поводков и намордников, а также их (жителей) пожелания для решения этой проблемы.

Ксения Алексеева

У нас французский бульдог. И есть несколько соседей, которые думают, что он крайне избалованный пёс. А все почему? Когда был период приучения к улице и туалету, у нас, естественно, случались небольшие «промахи». Тряпка, салфетки и пакеты стали нашими «спутниками» во время прогулок. Гулять мы стараемся за домом или за 2-3 дома от нашего, или вообще уезжаем куда-нибудь, чтобы пёс мог спокойно сделать свои «дела» и побегать без посторонних глаз.

Гуляем всегда на поводке, с поводка не отпущу, потому что опасаюсь за его безопасность. Намордник нам не нужен, так как ему нет дела до людей, он к ним не лезет. А ходить с собакой, напоминающей Ганнибала Лектора, не планирую. Я считаю, что я не идеальный собаковод, но когда я вижу, что во дворе прямо на детской площадке гуляют с собакой в 2 раза больше моего пса, то думаю: «Я всё делаю правильно».

Конечно, хотелось бы увидеть в городе площадку, где собака может спокойно побегать, поиграть. Также хочется, чтобы были оборудованы терминалы с пакетами, чтобы не таскать все добро с собой. 

Анастасия Скорикова

Собаку выгуливаем за придомовой территорией по пути к мусорным бакам, это для туалета. Для игр ходим в парк. Фекалии убираем. На данный момент щенка отпускаем, когда людей либо очень мало, либо нет вообще. В парке стараемся уйти подальше. Вместо намордника будет недоуздок или определённый намордник, в котором собака может открыть рот. Недоуздок многие считают намордником, и собака его не чувствует. Намордник надевать буду, но только в общественных местах с большим скоплением людей.

Из пожеланий хочется хотя бы урн специальных для фекалий. По закону в обычные я выкидывать не могу, но куда иначе. Не домой же таскать, учитывая, что гуляем по 3-4 часа. Площадки – это уже из серии неисполнимой мечты. Площадок в городе мало. Ездить с большой собакой не выгодно и неудобно.

Мария Ширшова

Как хозяин собаки скажу следующее. В нашем городе абсолютно нет площадок для выгула собак.

Нет и площадок, удобных по расположению для занятий с собаками. Есть только две площадки, более или менее подходящие: одна находится в районе МЖК, другая в микрорайоне Светлый, но добираться до них далеко и сложно.

По отношению соседей ко мне. Если одни соседи знают, что моя собака понимает меня по взгляду, то некоторые, даже если собака на поводке, начинают говорить гадости в лицо или выкрикивают в след. Когда идёшь гулять в малолюдные места, если встречаем там людей, то тоже говорят: «Что вы тут со своей собакой гуляете». При этом не обращают внимания, что я за своей собакой убираю, и никаких следов нашего присутствия не остаётся. Если мы идём гулять с собакой в многолюдное место, то я перед этим её хорошо выгуливаю, но в кармане у меня всегда есть пакетик на случай конфуза.

Что касается меня как соседа, живущего рядом с собаками. При всей моей любви к собакам, считаю, что ими надо заниматься, а не просто взять, чтобы была. Собаки начинают облаивать всё и всех, налетать на других собак, людей, гуляют без поводка. Это недопустимо, а рядом с дорогами даже опасно. Из-за таких людей отношение к другим людям, которые ответственно содержат свою собаку в полном смысле слова, возникает предвзятое отношение.

Хотелось бы, чтобы в городе было больше площадок для дрессировки (в частности для фристайла, аджилити). Если бы руководство города выделило площадку для этого, то думаю, она была бы востребована и окупилась довольно быстро. В других городах это всё более развито, но не в нашем городе. Мы сидим где-то в далёких годах, считая, что с собакой кинологическим спортом заниматься не надо.

Так обстоят дела в Чите. А что же другие города, страны? С кого можно взять положительный пример?

Я задала вопрос о том, как выгуливаются собаки, жителям других городов и тем, кто посещал другие страны. И вот что узнала.

Эльмира Маммедова. Владивосток

В центре почти не встречаются люди, выгуливающие собак. А в «спальных» районах их уже очень много. Часто вижу собак в намордниках (чаще, чем наблюдала это в Чите). На газонах таблички, запрещающие выгуливать там собак, но получают ли какие-то штрафы за это - не знаю. Специальных площадок для выгула собак в городе не встречала. Убирают, видела несколько раз, но я просто живу в районе, где не заводят собак. Поэтому систематически такого не могу наблюдать

Ольга Устина. Санкт-Петербург

На самом деле ситуация на улице с выгулом домашних питомцев отличается от той же Читы тем, что есть площадки для животных. Я часто их встречаю, и люди ими активно пользуются! Убирают ли за животными? Нет, к сожалению. Сейчас как раз такой сезон, когда все то, что наели за зиму, я вижу воочию и дышу этим! При всём том, что у меня во дворе предусмотрены специальные пакеты для этого «дела». Власти, по моему мнению, никак не участвуют в этом вопросе, всё делают застройщики по доброте душевной. Также, попадаются собаки в намордниках, но есть и без. Не могу сказать, что Санкт-Петербург как-то особенно отличается в этом вопросе.

Виктория Кастрицкая. Путешествует по США

Здесь очень много мест для выгула собак (dog parks). Возле жилых домов располагаются маленькие (этакие палисадники). Есть и большие парки, но до них надо специально добираться. На этих площадках собак разрешено выгуливать без поводка. В остальных местах с собакой можно гулять, на поводке и при условии, что ты будешь убирать за ней. Также на каждом углу стоят контейнеры с пакетами, чтобы люди убирали за своими питомцами. И все убирают.

Все собаки всегда на поводках. Исключение только для специально оборудованных площадок. Это закон – собака должна всегда быть на поводке, в том числе, для безопасности самой собаки.

При этом к собакам тут относятся, как к детям. И им рады в магазинах, на ярмарках и даже в ресторанах.

За нарушение  закона о содержании животных в США полагается  штраф. Штраф и ещё раз штраф. Если до хозяина не доходит, собаку забирают. Но адекватному владельцу обычно хватает одного предупреждения.

Эпилог

Проблема содержания и выгула собак – одна из насущных в нашем городе. Она требует тщательной проработки, тесного сотрудничества ответственных за её решение органов власти, организаций (в том числе, управляющих компаний) и населения.

Но проблема не может быть решена только «сверху», лишь нормативными документами. Она должна быть решена каждым из нас в своей голове. Мы должны стать разумными и ответственными.

Хочется надеяться, что сознательность в содержании собак у горожан всё-таки проснется, у властей найдётся время и средства наладить инфраструктуру, и наш город станет комфортным для проживания и людей, и животных.

3
3
5 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

18.04.2019 07:56   Гость_Skolpadda
Проблема с выгулом собак - лишь верхушка айсберга. Нет культуры собаководства как таковой. Полностью согласна с Марией Ширшовой, нужно развивать движение за ответственное отношение к собаке. А это и регулярные насыщенные прогулки, правильное питание и конечно же занятия с собакой. Ведь счастливая собака, не та, что украдкой справила свои дела и пошла на диван. Поверьте, для собаки нет более приятного момента, чем общение с любимым хозяином на дрессировочной площадке! Каждый может выбрать занятия по себе - аджилити, пуллер, послушание, защита, трюки, поиск. А когда хозяин ответственно относится к собаке, дорожит ей, он не станет выводить ее на детскую площадку, не поведет её гулять по городу без поводка и намордника(для крупных или агрессивных). Лояльным должно быть и окружение. Т.к. очень часто приходится выслушивать далеко не лестные замечания от случайных прохожих, даже не смотря на то, что мой пёс всегда на поводке и в наморднике и гулять мы ходим в лес.
Давайте будем взаимовежливы и культурны!
Проблема с выгулом собак - лишь верхушка айсберга. Нет культуры собаководства как таковой. Полностью согласна с Марией Ширшовой, нужно развивать движение за ответственное отношение к собаке. А это и регулярные насыщенные прогулки, правильное питание и конечно же занятия с собакой. Ведь счастливая собака, не та, что украдкой справила свои дела и пошла на диван. Поверьте, для собаки нет более приятного момента, чем общение с любимым хозяином на дрессировочной площадке! Каждый может выбрать занятия по себе - аджилити, пуллер, послушание, защита, трюки, поиск. А когда хозяин ответственно относится к собаке, дорожит ей, он не станет выводить ее на детскую площадку, не поведет её гулять по городу без поводка и намордника(для крупных или агрессивных). Лояльным должно быть и окружение. Т.к. очень часто приходится выслушивать далеко не лестные замечания от случайных прохожих, даже не смотря на то, что мой пёс всегда на поводке и в наморднике и гулять мы ходим в лес. Давайте будем взаимовежливы и культурны!
Ответить
18.04.2019 08:25   Гость_Y_TiT
Про парк в районе МЖК. Гулять помимо дорожек невозможно!!! Может и есть ответственные собаководы, но живу более 4 лет в этом районе. Каждый вечер гуляем и ни одного не видела. Все без поводка, гадят где хотят... А на замечания в ответ: ваши дети гадят больше... Прежде чем заводить собаку нужно думать как и куда и где гулять и справлять нужду!!!
Про парк в районе МЖК. Гулять помимо дорожек невозможно!!! Может и есть ответственные собаководы, но живу более 4 лет в этом районе. Каждый вечер гуляем и ни одного не видела. Все без поводка, гадят где хотят... А на замечания в ответ: ваши дети гадят больше... Прежде чем заводить собаку нужно думать как и куда и где гулять и справлять нужду!!!
Ответить
18.04.2019 09:26   Гость_Света
Тема нужная. Унас и люди порой справляют нужду за углом и не только... Давайтебудемвзаимно вежливы, любить не только собак но и друг друга ,не огрызаться , а прислушиваться к замечаниям
Тема нужная. Унас и люди порой справляют нужду за углом и не только... Давайтебудемвзаимно вежливы, любить не только собак но и друг друга ,не огрызаться , а прислушиваться к замечаниям
Ответить
18.04.2019 14:42   Гость_читинка
Всё правильно. Вся проблема в первую очередь в культуре людей. Пока сами с себя не начнём, так и будем в говне жить.
Всё правильно. Вся проблема в первую очередь в культуре людей. Пока сами с себя не начнём, так и будем в говне жить.
Ответить
19.04.2019 13:59   Гость_Лера
Мне кажется вряд ли изменится ситуация с выгулом собак (
Мне кажется вряд ли изменится ситуация с выгулом собак (
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных