“Этичное-неэтичное”: 17 правил этикета, о которых вы могли не знать
Недавно, 21 марта, отмечался день этикета. Казалось бы, мы все знаем его правила. Но некоторые могут показаться незнакомыми, неожиданными. А даже если и знакомы - никогда не плохо напомнить о них.
Карточка с правилами
Итак, что такое этикет и как он появился?
Этикет (от французского - этикетка, надпись) - правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем виде.
В современном значении слово "этикет" впервые употребили во Франции в эпоху правления Людовика XIV. Гостям короля вручали специальные карточки (этикетки), в которых перечислялись обязательные для соблюдения правила поведения.
На самом деле, нормы и правила поведения существовали в мире очень давно. Так, древнеегипетское литературное произведение «Поучения Кагемни» жанра поучение создано в эпоху Древнего царства и излагает правила хорошего тона в виде наставлений взрослого молодому поколению. В России первым официальным источником этикета считается "Домострой", возникший в XV веке во времена Новгородской республики.
Этикет может значительно отличаться в разных условиях, в зависимости от конкретной эпохи и культурной среды.
Этичное-неэтичное
А сейчас хотим предложить вам тест и проверить свой уровень знания этикета.
Этикет - это уважение к себе и окружающим
Ну, как вам результаты теста? Да, что-то легко и знакомо, а что-то, возможно, вызвало удивление.
Вот о каких-то малознакомых или совсем незнакомых, “неожиданных” правилах этикета мы решили узнать у Елены Боровской, специалиста в области этикета и стиля.
Мы попросили её привести несколько примеров для разных ситуаций, например:
В кинотеатре, театре
- В гардеробе мужчина помогает снять верхнюю одежду даме.
- Снимаются головные уборы и мужчинами, и женщинами.
- В зал первым входит мужчина, ему предстоит сориентироваться в незнакомой обстановке.
- По ряду проходят лицом к сидящим, спиной к экрану, сцене.
- Не следует шуметь каким-либо способом - разговаривать, кашлять, подпевать, топать, жевать.
На работе
“С точки зрения психологии деловые контакты - это вынужденное общение. Если в личной жизни мы сближаемся с теми, чьи взгляды и интересы схожи с нашими, то коллег, партнеров, начальников мы не выбираем. И только взаимная вежливость и правила служебного этикета помогут выстроить нормальные отношения”, - отмечает Елена.
- Правило приветствия вставанием при визите важных персон или начальника остается в силе и сегодня.
- Если кабинет персональный и дверь открыта, то уместно обозначить себя в проеме двери, например, обращением к хозяину кабинета.
- Если дверь персонального кабинета закрыта, то следует постучать и дождаться приглашения.
- В кабинеты и офисы, где работают сразу много сотрудников, например, бухгалтерия - есть приемные дни и часы для визитов, тогда можно не стучать в дверь. В неприемное время в двери таких кабинетов следует стучать.
- В деловых контактах вектор уважения сохраняется, то есть первостепенное значение имеет статус: первыми устно здороваются и представляются младшие по положению.
В ресторане, кафе
- В ресторане или кафе напитки рекомендует мужчина, дама соглашается или не соглашается с его выбором. Мужчина также делает заказ.
- Мужчины, не забывайте, что дама, сидящая справа от вас, претендует на вашу заботу.
- Дамы, если вы с мужчиной пришли в ресторан, выбор столика за вами.
- Приличная дама не оставляет следов помады на бокале.
- В гардеробе дама ждет когда мужчина помогает ей надеть пальто. Дайте мужчинам право быть мужчинами.
И ещё пара общих рекомендаций:
- Мужчина, независимо от возраста и положения, представляется даме первым.
- Частый вопрос - “Кто платит в ресторане, кафе?”. В современном этикете вполне естественно и принято, что мужчина оплатит счет, если он был с дамой сердца или родственницей. Друзья, коллеги, партнеры любого пола о способе оплаты договариваются заранее:
- 50 на 50;
- каждый сам за себя;
- один из участников в знак уважения может предложить самостоятельно оплатить общий счет, но ему не следует настаивать на этом.
- если во встрече была заинтересована одна из сторон (она выступала инициатором) то уместным и логичным будет и её предложение оплатить счет.
“В заключении хочется сказать, что суть этикета - это любовь и уважение к себе, и окружающим нас людям”, - говорит Елена.
Мы присоединяемся к словам нашего эксперта. И пусть правила этикета никогда не застанут вас врасплох.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться